ГЛАВНАЯ КОНТАКТЫ
 
СИСТЕМА ПОЛЕЗНОГО ПИТАНИЯ
ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ АППАРАТЫ "БИОФОН"
ФОТОННЫЙ ВЕНТИЛЯТОР «ЭВРИК»
МАСЛОТЕРАПИЯ
ГИГИЕНА
ЭКОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
ДЫХАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
МЕДИТАЦИЯ
ВИТАМИНЫ И ВИТАМИНОТЕРАПИЯ
ПРОФИЛАКТИКА
СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА
ДЕПОЛЯРИЗАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ
ЧАЕТЕРАПИЯ
КОФЕТЕРАПИЯ
ВИНОТЕРАПИЯ
БИОЛОКАЦИЯ
НОВОСТИ
ВОПРОС-ОТВЕТ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПОИСК

- дельфинотерапия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ
В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

   Универсальной задачей наших дней становится повышение витальности детского населения. Для этого необходимы новые подходы и современные технологии в области психологии и медицины. В силу многофакторности воздействия негативных составляющих нашей жизни коррекционные, терапевтические и реабилитационные мероприятия необходимо выстраивать как медико-психологический комплекс. Всем этим требованиям отвечает метод дельфинотерапии.
   Метод дельфинотерапии (ДТ) является системой физических и психических воздействий, направленных на лечение больного, с использованием дельфинов. Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Прямо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека. Даже в своем определении дельфинотерапия достаточно полно корреспондируется как с психотерапией, так и с физиотерапией. В нашем варианте метода изначально заложен комплекс позитивных эффектов, которые достигаются при использовании в период сессий фрагментов:

  • психологии общения;
  • психотерапии;
  • гидрокинезотерапии;
  • талассотерапии;
  • ультразвуковой терапии.

   Это положение подтверждается и тем кругом специалистов, которые сосредоточены при интеракциях "дельфин-пациент": невропатолог, психотерапевт, медицинский психолог, логопед, дефектолог и т. п.
   Дельфинотерапия позволяет добиваться общих эффектов, которые укрепляют силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в сессионный и постсессионный периоды, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием либо госпитализмом).
   Помимо вышеназванного метод может использоваться при целенаправленном лечении больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы и т.п.), посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), задержками психического и речевого развития (ЗПРР), ранним детским аутизмом (РДА) и т.п.
   Дельфинотерапия хорошо комплиментарна для медикаментозного и физиотерапевтического лечения, может применяться комбинированно или сочетано с другими реабилитационными методами. Она, как и психотерапия, неосуществима без положительного эмоционального контакта с пациентом. Во всех этих случаях срабатывает "эффект маятника". Обращение к использованию дельфинов обусловлено их уникальными природными особенностями: отсутствие к ним культурных ограничений (во временном и географическом аспекте), сочетание высокого интеллекта и редких физических данных, особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Все вместе взятое продуцирует сильную позитивную установку (эффект "положительного культурального шока").
   В новых реабилитационных технологиях должен в полной мере реализовываться принцип синергизма. Его использование позволяет значительно повысить эффективность коррекционных и терапевтических мероприятий. Суть его состоит в том, что многие факторы риска при психосоматических заболеваниях действуют синергически, т.е. усиливают многократно общий эффект своего влияния, происходит не сложение отрицательного воздействия, а как бы умножение одного фактора на другой. Сходный эффект отмечается и при терапевтическо-коррекционном воздействии, когда происходит значительное возрастание эффективности лечебных мероприятий под выраженным влиянием психологической коррекции. Это выход на терапию многофакторного воздействия, мультифункциональную направленность задействованных методик. Терапевтическое воздействие при дельфинотерапии в значительной степени объясняется сонофоретической моделью, когда специально подготовленный дельфин выступает при лечебных интеракциях как природный ультразвуковой сонар и целенаправленно лоцирует (издает акустическую эмиссию) на пациента.
   Мы базировались на традициях, которые были заложены уважаемыми корифеями физиотерапии Боголюбовым, Улащиком и др. В основе терапевтического эффекта при дельфинотерапии лежат хорошо известные каждому педиатру лечебные воздействия, при воздействии дельфина вступают эффекты резонанса и идет активация как организма, так и систем.
   Это позволяет реализовать известные лечебные эффекты ультразвуковой терапии (УЗТ): противовоспалительный, анальгетический, спазмолитический, метаболический, дефиброзирующий, бактерицидный. Свой вклад вносят одновременные во время сеанса морские ингаляции и морское купание, синергически действует мощная и хорошо подобранная психотерапия. Максимально задействованные функциональные исследования (ЭЭГ с функциональными пробами, мониторинг ЭКГ, КИГ по Баевскому) позволяют векторно управлять процессом лечения.
   Разработана отдельная модульная субпрограмма для оказания помощи детям с политравмой. Имеется уникальный опыт реабилитации детей с краш-синдромом и гипоксией головного мозга, которым реабилитационные сеансы дельфинотерапии проводились при постоянном ЭЭГ-контроле. У части детей он осуществлялся непосредственно в дельфинарии: до и после сеансов.
   Помощь подобным контингентам детей в рамках Конгресса будет рассматриваться на 10 симпозиуме.
   Позитивные изменения биоэлектрической активности головного мозга были зарегистрированы в каждом случае и носили выраженный индивидуальный характер. Однако можно было отметить и общие для всех тенденции:

  • Самый четкий и определяемый даже без углубленного анализа признак — улучшение межполушарной симметрии электроактивности и явная синхронизация колебаний в обоих полушариях.
  • Происходил процесс нормализации распределения основных ритмов ЭЭГ.
  • После каждого сеанса достоверно снижалась средняя мощность бета-ритма и медленных волн дельта-диапазона.
  • Показательным являлось усиление абсолютной мощности альфа-ритма с улучшением его топического распределения.

   Поэтому сейчас мы знаем, что ребенку комфортно с дельфином не только в психическом плане, но под этим существует и значительная материальная основа.
   В ходе исследований мы определились с противопоказаниями (а они есть) — острые инфекционные болезни, эпилепсия и эписиндром, онкологические больные. Хотя в США активно работают с онкологическими больными на последних стадиях болезни.
   В мировой практике разработки по дельфинотерапии сконцентрированы в США и Мексике. По содержанию и эффективности комплекса уже несколько лет назад нам удалось выйти на уровень института дельфинотерапии доктора Д. Натансона во Флориде. (Единственная позиция, к которой мы, наверное, никогда не приблизимся — это стоимость недельного курса в 5 тыс. долларов).
   Метод дельфинотерапии может реализоваться по двум направлениям:

  • свободная интеракция пациента с дельфином при минимальном участии специалистов (Л. Лукина). В период интеракции в режиме free style пациент самостоятельно выстраивает как отношения с дельфином, так и физические манипуляции;
  • структурированная интеракция пациента с дельфином.

   Коннектором выступает специалист (психолог у D. Natanson), который и разрешает целевые задачи взаимодействия. Задачи ставятся в зависимости от умения специалистов использовать составляющие компоненты метода (психологические, психотерапевтические либо физиотерапевтические). Зачастую происходит ограничение (сужение) эффективности метода, например, D. Natanson занимается стимулированием мотивации больного ребенка к реабилитационным мероприятиям.
   Занимаясь проведением дельфинотерапии по второму направлению, удалось значительно развить и модифицировать сам метод. Наша терапевтическая метафора состоит в том, что дельфин выступает в качестве "иголки", которая проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента и позволяет подключать другие виды терапии, исполняющие роль "ниток протянутых за иголкой".
   Дельфин становится ко-терапевтом. Нами используется то, что он относится к животным, которым присуще аллеломиметическое поведение. У таких животных происходит взаимное стимулирование к тем действиям, какие выполняют члены сообщества, например — общению. В силу большой общительности и контактности, способности к межвидовому общению, дельфины поощряют подобное взаимоотношения с людьми. Высокая социальность дельфина используется в терапевтических целях для решения проблем инкапсуляции и дальнейшей социализации пациентов. Задача терапевта — модулировать эти контакты.
   Перед использованием дельфина в качестве ко-терапевта в дельфинотерапии, он проходит тренировку по специальной программе. В рамках этой программы происходит подготовка к управляемой ультразвуковой эмиссии сонаром дельфина. Взаимодействие с дельфином становится продуктивным, если оно не спонтанно, а направлено на реализацию комплекса упражнений для развития и закрепления у ребенка новых навыков и умений психомоторного функционирования. Так как с пациентом в период сессий работают различные специалисты, то сама процедура становится диапевтической (т.е. включает диагностику и лечение), что позволяет интенсифицировать процесс.
   На 1-ом этапе дельфинотерапии за счет высокой мотивации пациента при начальных сеансах происходит активация головного мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств, т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.
   На 2-ом этапе дельфинотерапии после установления двухстороннего контакта между пациентом и дельфином и вхождения пациента в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования. Терапевт предлагает пациенту выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений. Затем происходит развитие движений в воде при достижении у пациента антигравитационного ("ощущение невесомости") эффекта. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, плекситы, сколиоз и т.п.) на этом этапе мы можем в воде решить основные задачи, которые ставятся специалистом лечебной физкультуры (ЛФК).
   Одновременно, этот процесс сопряжен с постоянным вербальным и невербальным взаимодействием с дельфином. Каждый элемент упражнений предварительно демонстрируется и объясняется пациенту терапевтом, который находится совместно с ним в воде.
   При дельфинотерапии очень мощно используется канал невербального общения. С учетом того, что до 70% информации о партнере мы получаем в рамках невербальной коммуникации, то в период интеракций активно используется весь арсенал: речь поз и жестов, речь мимики, околоречевые характеристики, речь дистанции (при контакте с дельфином она всегда в зоне интима — до 0,5 м).
   Среди психотерапевтических эффектов дельфинотерапии следует выделить основные:

  • повышение витальности и реабилитационной мотивации;
  • сенсорная стимуляция (объективно фиксируемая электроэнцефалографическим контролем биоэлектрической активности головного мозга);
  • рост самооценки;
  • преодоление инкапсуляции и дефицитарности позитивных эмоций;
  • рост коммуникативной продукции и самого репертуара.

   О терапевтических эффектах упоминалось ранее, дельфинотерапия позволяет в полном объеме раскрыть над ребенком терапевтический "плащ помощи".
   Метод дает шанс ребенку и его родителям. Ребенок сталкивается с чудесами в жизни, а не только в сказке.
   Метод дельфинотерапии, будучи по форме высокотехнологичным, содержит значительный гуманистический заряд по своей сути.

Литература:
Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей// Матер. VI Конгресса педиатров России "Неотложные состояния у детей". — Москва, 2000. -с.177-178.